Положение школьной службы медиации
государственного учреждения образования
«Средняя школа № 33 г.Гомеля»
Общие положения.
1.1 Правовой основой настоящего Положения и Школьной службы медиации (далее – ШСМ) являются Кодекс Республики Беларусь об образовании и Закон Республики Беларусь «О медиации».
1.2 Настоящее Положение определяет основы деятельности ШСМ, как приоритетного способа урегулирования конфликтов и споров, возникших у участников образовательных отношений между собой и с иными лицами, в том числе при противоправном поведении обучающихся, как участников образовательных отношений, в государственном учреждении образования «Средняя школа № 33 г.Гомеля» (далее – школа).
1.3 Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
Конфликт (спор) – сложившаяся ситуация, в которой одна из двух и более участников образовательных отношений стремится занять либо отстоять свою позицию, вызывающую разногласия либо не совместимую или противоположную по отношению к правам и интересам другой стороны (других сторон).
ШСМ (далее – Служба) – коллегиальный орган, рассматривающий конфликты (споры) на основании поступившей и полученной информации, применяющий медиативные технологии, программы урегулирования конфликтов (споров) и практики восстановительной медиации. При необходимости Служба может воспользоваться услугами профессионального медиатора учебно-практического учреждения «Центр «Медиация и право» (далее – Центр), учредителем которого является общественное объединение «Белорусский республиканский союз юристов».
2. Цели, задачи и принципы деятельности Службы.
2.1 Цели Службы:
формирование психологической культуры между участниками образовательных отношений в школе;
гармонизация межличностных отношений между участниками образовательных отношений в школе;
формирование коммуникативных навыков, привитие участникам образовательных отношений цивилизованных мирных форм урегулирования конфликтов и разрешения споров в школе и за пределами школы;
профориентация обучающихся, принимающих участие в деятельности Службы, а также в урегулирования конфликтов и разрешения споров в качестве стороны спора (конфликта).
2.2 Задачи Службы:
оказание помощи участникам образовательных отношений в урегулировании возникшего конфликта и разрешении спора;
проведение программ восстановительного разрешения конфликтов для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;
обучение участников образовательных безопасным формам поведения при урегулирования конфликтов и разрешении споров и осознание личной и гражданской ответственности;
организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательных отношений о миссии, принципах программ урегулирования конфликтов и разрешения споров.
2.3 Принципы деятельности Службы:
принцип добровольности, который заключается в добровольном участии спорящих (конфликтующих) сторон при урегулировании различных конфликтов (споров), исполнения решений и рекомендаций Службы;
принцип конфиденциальности, который заключается в неразглашении Службой (школьным примирителем) и конфликтующими сторонами информации, ставшей известной в процессе урегулирования конфликта, за исключением информации, с распространением которой согласились участники конфликта (спора), а также информации о готовящемся преступлении;
принцип нейтральности, который заключается в беспристрастном рассмотрении Службой конфликта (спора), в процессе которого не высказываются оценочные суждения о характере и сложности самого конфликта (спора), его участниках, об их действиях (бездействии), не определяются их виновность или невиновность, а оказывается содействие в самостоятельном поиске способа урегулирования конфликта (спора) и выхода из него.
3. Порядок формирования Службы.
Служба состоит из руководителя (педагога-психолога школы), обучающихся школы, как правило 8-9 классов (участники Службы, «школьные Примирители»), педагогов школы или (и) привлеченных медиаторов. В состав Службы могут быть допущены иные участники образовательных отношений, изъявившие желание участвовать в работе Службы и прошедшие специальное медиативное обучение медиативным навыкам разрешения конфликтов (споров) в учебно-практическом учреждении Центр.
Куратором Службы может быть педагогический работник школы, прошедший специальное медиативное обучение и изъявивший желание выполнять обязанности куратора Службы.
Медиатором может быть физическое лицо, прошедшее специальную медиативную подготовку и имеющее Свидетельство медиатора, выданное Министерством юстиции Республики Беларусь.
Школьным медиатором может быть физическое лицо (имеющее педагогическое образование) прошедшее специальное обучение медиации (по специальной программе подготовленной Центром) и изъявившее желание работать в ШСМ.
Руководитель Службы назначается руководством учреждения образования. Руководитель Службы доступными способами (объявления на классных часах, родительских собраниях, педагогических советах, информация на стендах, на официальном сайте школы и других ресурсах) информирует о наборе в группу по подготовке обучающихся, (как правило 8-9 классов школы) и других участников образовательных отношений по направлению «Школьная медиация».
4. Порядок работы Службы.
Информация о конфликте (споре) поступает в Службу от любого участника образовательных отношений любым доступным способом (личное обращение к любому участнику Службы), письменное заявление в свободной форме посредством подачи через «Ящик школьной службы примирения» и другие способы.
С момента поступления информации, указанной в пункте 4.1. настоящего Положения, Служба в течение одного дня проводит предварительное обсуждение данной информации между участниками Службы и медиатором (посредством телефонных переговоров, переписки по электронной почте и другие).
На предварительной индивидуальной встрече Служба знакомит каждую из сторон конфликта (спора) с правами и обязанностями в процессе применения программы урегулирования конфликта (спора), выясняет пожелания, предложения, опасения и другую дополнительную информацию, а также выясняет готовность сторон конфликта (спора) участвовать в совместной встрече.
При отсутствии готовности сторон конфликта (спора) участвовать в совместной встрече программа урегулирования конфликта (спора), включает в себя дополнительные индивидуальные встречи (беседы) с одной или несколькими сторонами конфликта (спора).
Во время совместной встречи Служба содействует сторонам конфликта (спора) в самостоятельном поиске способа урегулирования конфликта (спора) и выхода из него, в формировании решения, основанного на поиске общего интереса, на договоренностях, отражающих интересы и потребности сторон конфликта (спора). Служба создает условия, при которых за сторонами конфликта (спора) сохраняется право и возможности влияния на процесс выработки и принятия решения по конфликту (спору), а также на содержание этого решения.
Выработанное сторонами решение оформляется Службой в письменной форме (медиативное соглашение, примирительный договор), если сами стороны не решили ограничиться устными договоренностями. В письменном решении могут иметь место, в частности, следующие примерные результаты применения программы разрешения конфликта (спора):
восстановление миропорядка, существовавшего до конфликтного (спорного) события, в том числе путем взаимных или односторонних извинений, уступок, деятельного раскаяния;
осознание и принятие участниками конфликта (спора) результатов анализа причин и мотивов, которые стали побудительным импульсом для поступка (действия), спровоцировавшего конфликт (спор), с целью их не повторения и предупреждения;
приобретение участниками конфликта (спора) опыта содействия примирению, публичного обмена мнениями, впечатлениями, межличностной коммуникации, ведения дискуссии и других навыков, способствующих в последующих ситуациях выходу без конфликта (спора).
Стороны несут самостоятельную ответственность за выполнение взятых на себя обязательств, зафиксированных в решении. При возникновении проблем в выполнении обязательств, Служба может выступить инициатором индивидуальных или совместных встреч для оказания помощи сторонам в преодолении указанных проблем. Результатом данных встреч может стать достижение сторонами нового решения.
Служба по поручению руководства учреждения образования может участвовать в проведении просветительных и иных мероприятий с участниками образовательных отношений, направленных на профилактику конфликтных ситуаций, на повышение уровня толерантности, профессиональную ориентацию и достижение других целей и задач в соответствии с настоящим Положением.
5. Организация работы Службы.
Служба обеспечивается в школе помещениями и иными возможностями и условиями для индивидуальных и совместных встреч, обсуждения, бесед, а также организационными и техническими средствами (бумагой, средствами аудио-, видео- записи, множительной и иной оргтехникой).
Обращения, письма, протоколы бесед и другие документы Службы хранятся в отдельном месте (в шкафу), расположенном в кабинете педагога-психолога. Руководитель ШСМ ведет делопроизводство, которое предполагает комплектование каждого вида документов в отдельной папке и в хронологии.
6. Отчет Службы примирения.
Руководитель Службы (не позднее 20 мая каждого учебного года) составляет и предоставляет руководителю учреждения образования отчет о результатах работы Службы за год, а также готовит выступление на педагогическом совете школы по отчету. Указанный отчет размещается на сайте Школы.
Отчет Службы представляет собой статистические сведения о количестве:
поступивших в Службу обращений (информации),
принятых решений (заключенных медиативных соглашений, примирительных договоров).
7. Внесение изменений в настоящее Положение
7.1. Любой участник образовательных отношений вправе направить на имя руководителя Службы свои предложения о внесении изменений в настоящее Положение.
7.2. Руководитель Службы в течение пяти календарных дней с момента получения предложений о внесении изменений в настоящее Положение обязан вынести их на обсуждение Службы, руководства школы.
7.3. По результатам обсуждения Служба формирует проект о внесении изменений в настоящее Положение, либо направляет участнику образовательных отношений мотивированный отказ во внесении изменений в настоящее Положение.
7.4. Мотивированный отказ может быть обжалован участником образовательных отношений в обращении к руководству школы.
Решение директора школы по результатам рассмотрения жалобы подлежит обжалованию, путем обращения в педагогический совет школы, решение которых, является окончательным и обжалованию не подлежит.
Проект о внесении изменений в настоящее Положение выносится на обсуждение уполномоченных органов участников образовательных отношений, утвердивших настоящее Положение, для рассмотрения и утверждения проекта о внесении изменений. Решение об утверждении изменений принимается простым большинством голосов.
Цель: формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом.
Задачи:
- оказать помощь в решении конфликтных ситуаций участниками образовательного процесса через реализацию восстановительных программ: предварительные встречи с каждой из сторон ситуации (с их законными представителями), примирительные встречи с согласия сторон;
- повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;
- сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных.