График проведения индивидуальных консультаций
с высокомотивированными учащимися по подготовке к олимпиадам
по учебным предметам
Дата |
Учебный предмет |
Время |
Кабинет |
Ответственный |
25.03.2024 26.03.2024 |
английский язык |
09.00-10.00 09.00-10.00 |
2-3 |
Силкович О.А. |
26.03.2024 |
белорусский язык и белорусская литература |
09.00-10.00 |
2-5 |
Игнатенко Т.А. |
25.03.2024 26.03.2024 27.03.2024 |
русский язык и русская литература |
09.00-10.00 10.00-11.00 10.00-11.00 |
3-13 |
Михальцова О.В. |
26.03.2024 28.03.2024 |
математика |
12.00-13.00 10.00-11.00 |
3-3 |
Азаренок Е.Н. |
26.03.2024 27.03.2024 |
физика |
10.00-10.45 10.00-12.00 |
3-5 |
Гончеренко Н.М. |
Работа с высокомотивированными учащимися
Нельзя кого-либо изменить, передавая ему
готовый опыт. Можно лишь создать
атмосферу,способствующую
развитию человека.
К. Роджерс
В учебной деятельности одарённые дети отличаются тем, что:
- хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой;
- способны к самостоятельным действиям благодаря приобретённым ранее умственным навыкам;
- умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений;
- погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания;
- не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников;
- постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё делать хорошо (перфекционизм), отсюда – постановка завышенных целей и тяжёлые переживания в случае невозможности их достижения;
- могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи»;
- способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации;
- урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы;
- умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации;
- лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал;
- остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.
Проблемы одаренных детей:
1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется из-за того, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
8. Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям. Поэтому учитель, работающий с одаренными детьми, должен быть подготовлен к такой работе.
Качества, необходимые учителю
для работы с одарёнными детьми
– разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;
– быть доброжелательным и чутким;
– уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
– быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;
– быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;
– иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;
– обладать чувством юмора;
– быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний;
– проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;
– стимулировать когнитивные способности учащихся;
– у одарённых детей имеются как плюсы, так и минусы.